nkps: (Default)
[personal profile] nkps
Прочитал на досуге книгу Фенин А.И. Воспоминания инженера. К истории общественного и хозяйственного развития России (1883-1906 гг.) ссылка.

Добротное, без надрыва и разоблачений, повествование содержит элементы рефлексии и анализа на тему, почему же произошла революция. Также книга может быть интересна как источник по истории горного дела и Донбасса.

Приведу некоторые отрывки.

1. Про введение 8-часового рабочего дня.

Рабинович ввел y себя 8-часовой день после долгих и бесплодных с нами дебатов — мы не могли его переубедить и y нас, увы, создалось впечатление, что помимо тогдашней убежденности Л. Г. [Рабиновича] в хозяйственной безопасности этой меры, им руководили агитационные личные мотивы по избранию в Государственную Думу. Осуществление «реформы» повлекло за собой неожиданное и даже курьезное последствие: тогдашний Харьковский губернатор генерал Пешков, большой самодур, несклонный особенно считаться с законностью, в несомненной связи с введением Л. Г. самовольно и «противно общей безопасности» 8-ми часового рабочего дня... посадил Л. Г. в Харьковскую тюрьму, по месту его, Рабиновича, жительства. Это последнее мероприятие оказало по-видимому решающее влияние на выборы Рабиновича — он добился своего и прошел в члены 2-й Думы от партии К.-Д.

Пребывание Л. Г. в тюрьме, длившееся едва ли дольше одного-двух месяцев, было обставлено впрочем вовсе не плохо и в общем мало походило на настоящее тюремное заключение: его одиночная камера была хорошо обставлена его же мебелью, включая и кровать; обед ему приносила из дома прислуга, к нему пускали посетителей чуть ли не во все время дня. Вольности тогдашней тюрьмы доходили до того, что в тюремных коридорах и больших общих камерах происходили частые митинги заключенных, на надоедливость которых, однако, очень жаловался Рабинович. Этот «тюремный» режим был, думаю, обычным для того времени и не для одного Харькова — с ним был бессилен бороться даже Пешков — таковы были времена
(стр. 149-150).

2. Про моральное состояние общества и эффективность правоохранительной системы.

Более или менее решительная, хотя бы только на словах, поддержка правительства была просто невозможна в атмосфере возбуждения, царящего в кругах той городской интеллигенции, с которой мы так или иначе соприкасались.
Нечего греха таить, во многом помогало этой настроенности и само правительство, например, органы нашей полиции, особенно тогда, когда она вступала в малопонятную для неё область политики. Явно, на глазах y всех, она проявляла совершенное неумение бороться с террористами, наглые покушения которых несомненно возмущали тогдашние более спокойные круги, к которым принадлежали и мы. Там же, где это было почти всегда излишнее она проявляла усиленную деятельность, как, например, в слежке, арестах, высылках людей, часто только подозреваемых в «образе мыслей», как говорили тогда. Наша полиция могла отнести в категорию лиц, подозрительных по «образу мыслей» людей самых неожиданных, лояльность которых, казалось, не могла подвергаться никакому сомнению. Эта легкая возможность попасть в нежелательную и очень неприятную «историю» ощущалась более или менее всеми и всех враждебно настраивала
(стр. 152).

3. Зарплаты и цены по версии Фенина.

Скажу несколько слов об их бюджете: самым низким заработком неквалифицированного рабочего можно было считать, как минимум, 20-25 руб. в месяц. Заработки квалифицированных рабочих, как забойщиков, проходчиков были много выше. Питание стоило рабочему очень дешево: мясо и хлеб доставлялись на рудники обычно особым подрядчиком, связанным договором с администрацией рудника; мясо доставлялось по цене около 8 коп., a белый хлеб около 3-4-х коп. за фунт (черного хлеба рабочие не ели). При этих ценах месячное аккордное питание одного несемейного рабочего, производимое обычно артелью, стоило около 6 руб. в месяц (стр. 147-148).

4. Про земельный вопрос.

Соколов, отлично зная русского мужика, не обманывался нисколько в оценке происходящих событий — он чутьем угадывал их трагическую длительность. «Поверьте, сказал он как-то мне, что русский народ не успокоится, не придет в нормальное состояние до тех пор, пока земля не будет вновь отнята y мужиков, что рано или поздно непременно будет». В какой-то мере Соколов оказался пророком (стр. 137).

В очередной раз убедился, что читать воспоминания технических специалистов весьма приятно как из-за грамотной русской речи, так и по структурированности и взвешенности повествования.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

nkps: (Default)
nkps

January 2022

M T W T F S S
     12
3456789
10 111213141516
17181920 21 2223
24 252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 15 July 2025 00:16
Powered by Dreamwidth Studios